«Олимпия» Мане: скандальные символы

Одна из самых скандальных картин в истории живописи не только является шедевром живописи XIX века, но также хранит множество скрытых символов и инициатором громких историй, навсегда оставшихся в летописи искусств. Об авторе Эдуард Мане – французский художник, известный не только своими легендарными полотнами, но также тем, что именно он стоял у истоков такого течения в живописи XIX века как импрессионизм. Не одна его картина провоцировала скандалы и распри в кругах парижской интеллигенции. При этом художник никогда не стремился к такой сомнительной славе, однако, начиная с картины «Завтрак на траве», он ее приобретает. Она была его любимой, он возлагал на нее большие надежды, но в салоне ее раскритиковали и посмеялись над ней. Но не забыли. Полотно вызвало большой интерес некоторых знатоков и позже стала символом Салона отверженных – альтернативная выставка в Париже, на которой выставлялись непризнанные профессиональным сообществом работы. Об «Олимпии» Еще больший скандал поднялся после того, как Мане представил публике другое свое произведение, исследующее обнаженное тело – «Олимпию». Оно было создано в том же году, что и «Завтрак на траве» — 1863. Но вызвало намного большее непринятие, чем предыдущая картина. На первой выставке к картине пришлось приставить охрану, потому что многие порывались плюнуть в нее, порвать тростью или испортить каким-нибудь другим способом. Все дело в том, что произведение стало слишком откровенным и «циничным» для общественности. Настолько, что его не рекомендовали к просмотру молодым девушкам и беременным женщинам. Но ведь на картине изображена лишь обнаженная молодая особа, которая спокойно смотрит на своего зрителя. Но что тут скандального, ведь обнаженные тела – и мужские, и женские – писали еще во времена античности и много раньше. Почему именно эта картина вызвала такой большой скандал, который и сейчас, спустя полтора столетия, помнит не только сообщество художников, но и известно большинству далеким от искусства людям? Символика Дело в том, что до «Олимпии» обнаженными писали в основном персонажей мифов и легенд, аллегорические образы или же «невидимые» обычным людям эталоны женской красоты –, но практически никогда реальных, материальных женщин. По немногочисленным аксессуарам на теле Олимпии, изображенной Мане, легко догадаться, что написал он свою современницу. Бархотка на шее и модные в то время туфли – то, что делает из этой девушки реального человека. Причем украшение на шее интерпретируется еще более конкретно: такие черные тонкие ленты с бантами во времена Мане носили только куртизанки. Об этом роде деятельности также говорит имя персонажа – Олимпия. Такой псевдоним был у героини популярного романа «Дама с камелиями», которая зарабатывала на жизнь именно таким способом. О развратности персонажа говорит также снятая с одной ноги туфля, которая здесь представляется как символ падения женщины. Черная кошка – такой же знак, обозначающий развратность и женскую лживость. Такие букеты, как на картине, в благодарность дарили куртизанкам их клиенты. При всем этом Олимпия – древнегреческое имя, которое ассоциируется с античными богами. О том, что так цинично затронута тема великих богов, много веков изображаемыми художниками, говорит также поза, в которой лежит Олимпия. Точно также лежала Венера на знаменитой картине Тициана – шедевр эпохи Ренессанса. И теперь, Мане осмелился внутри этой ассоциации изобразить куртизанку, как бы показывая богиню любви своего времени. На это также указывают некоторые украшения на Олимпии – сережки и браслет, – повторяющие те, что на героине Тициана. Персонаж на полотне Мане смотрит на зрителей спокойно, даже немного холодно. Она цинично оценивает своего клиента, пока чернокожая служанка показывает ей «задаток» от него. К слову, парижские куртизанки специально нанимали темную прислугу, чтобы вызвать возбуждающую ассоциацию с восточными гаремами.