Пракситель

Пракситель был первым, кто изобразил Афродиту полностью обнаженной. Статуя, отвергнутая жителями Коса, которым она показалась слишком дерзкой, оказалась в храме города Книда и со временем стала самой известной его достопримечательностью, а Пракситель — самым копируемым скульптором античности. Его произведения отличаются неповторимой грацией, которой не удалось достичь другим не менее известным ваятелям.

Родился Пракситель в Афинах в семье известного ваятеля Кефисода приблизительно в 390 году до нашей эры. Одними из первых его работ считаются: бронзовая статуя Сатира, наливающего вино и две статуи Эрота. Искусствоведы предполагают, что скульптура Эроса, находящаяся в экспозиции Лувра, является копией с работы Праксителя. Раннему Праксителю так же приписывают бронзовую статую Аполлона Сауроктона, мраморную римскую копию которой, так же можно увидеть в Лувре.

В зрелом возрасте Пракситель предпочитал работать с мрамором, и отдавал предпочтение гибким фигурам, в позах, лишенных равновесия. Его статуи божеств, вдохновленные идеалом совершенной красоты молодости, походили больше на обычных людей, нежели на высших созданий, из-за чего скульптор подвергался критике некоторых современников. Зрелый стиль мастера мы можем увидеть в статуе Гермеса, она довольно хорошо сохранилась и обнаружена при проведении археологических раскопок в Олимпии в 1877 г. Пракситель изобразил отдыхающего бога, который легко прислонился к дереву и играет с Дионисом. Искусствоведы относят создание этого шедевра к 40-м гг. четвертого столетия до нашей эры. К этому же времени можно отнести и мраморную статую Сатира.

Праксителю принадлежит пальма первенства в изображении обнаженных богинь в человеческий рост. В некоторых источниках можно найти записи, что образ Афродиты буквально преследовал мастера. Возможно автором полуобнаженной Афродиты из Арля, представленной в Лувре, тоже был Пракситель. Но наибольшую известность получили Афродиты — Косская и Книдская. Косская — одетая, с волосами до плеч, имела венок и ожерелье. Книдская Афродита — обнаженная, а ее одежды брошены рядом. Известно, что моделью мастеру послужила известная афинская гетера Фрина. Пракситель работал по заказу жителей острова Косс, но заказчики увидев полностью обнаженную богиню не пожелали принимать работу и пришлось мастеру сделать для них вторую скульптуру. Обнаженную же Афродита приютили в своем храме жители острова Книд, и она отплатила им всемирной славой.

Пракситель также неоднократно ваял образ Артемиды. Артемида Брауронии находилась в храме в Афинах. Мастер создал ее в 345 г. до н.э. Возможно, копия этого шедевра так называемая Артемида из Габий в настоящее время выставлена в Лувре.

Завершив очередной свой шедевр, мастер довольно часто отдавал его на роспись известным художникам, например Никию, который покрывал тело статуи почти прозрачным слоем лака и оттенял краской глаза, губы и одежду. Раскрашенные таким образом скульптуры должны были выглядеть совсем иначе и производить другой эффект, чем дошедшие до наших дней римские копии.

Пракситель — самый значимый представитель аттической скульптуры четвертого столетия до нашей эры. Сам он очень редко покидал Афин, где находилась его мастерская, но его шедевры, которых насчитывается более сорока — огромное для античного скульптора число, были увезены в самые разные города Греции и достигли даже Средней Азии.