Богиня Венера

В римском пантеоне Венера  — богиня любви и красоты, воплощение победы и надежды, почиталась как прародительница римского народа.

По общепринятому мнению, Венера изначально являлась богиней плодородия, весны, покровительницей возделанных полей, цветущих садов и виноградников, но с третьего века до нашей эры с ростом эллинизации римской аристократии стала восприниматься как эквивалент греческой богини Афродиты.

В настоящее время Венера в большей степени ассоциируется с Афродитой и этрусской богиней Туран. Так же, как Афродите, ей присущи черты восточных Иштар, Исиды и Астарты.

Этимология имени Венера неизвестна. Есть предположения, что происходит оно от санскритского vanas  — желание или vanita  — возлюбленные, а может быть, и от латинского venia  — милость богов. Марк Тулий Цицерон (106–43 г. до н.э.) в своем трактате «О природе богов» упоминает, видимо, распространенное тогда толкование имени: «Венера  — потому, что приходит ко всему (Venus, quod ad omnes veniat)» [книга 3, абзац 62].

По свидетельству  Марка Теренция Варана (116–27 г. до н.э.) культ Венеры существовал в Риме отнюдь не с момента основания государства (753 г до н. э.). Первый известный нам храм Венеры был открыт около Большого цирка (Circus Maximus) в 293 г. до н.э., и, что интересно, построен он был на деньги, собранные от штрафов, наложенных на благородных матрон за их непристойное поведение (правда, лично мне не очевидно, что скрывается за данной формулировкой).

Видимо, становление культа Венеры как покровительницы, а потом и прародительницы римлян произошло на закате республики.

Диктатор Сулла (138  — 78 гг. до н. э.) считал ее своей покровительницей, называл себя Эпафродитом, то есть любимцем Афродиты, в конце жизни принял агномен (четвертое имя) Felix. Изображения Венеры Счастливой (Venus Felix) в изобилии присутствуют на римских монетах времен Суллы, Цезаря и империи.

Юлий Цезарь (100–44 гг. до н.э.) также считал, что своими победами обязан покровительству Венеры. Находясь на вершине славы, ввел почитание Венеры Прародительницы (Venus Genetrix), основав в 45 до н. э. храм в Риме. Цезарь считал себя прямым потомком Венеры, род Юлиев вёл родословную от Юла, сына легендарного основателя римского государства, троянского героя Энея, матерью которого была сама Венера. Самый большой храм Венеры в Риме был построен возле Коллизия в 135 году нашей эры императором Адрианом.

Реконструкция храма Венеры Прародительницы

Реконструкция храма Венеры Прародительницы в Риме

Мифологию культ Венеры не обогатил: все легенды заимствованы у греческой Афродиты. Представления римлян о происхождении Венеры описывает Цицерон:

«Венера первая была рождена богиней День от Неба. Ее храм мы видели в Элиде. Вторая  — родилась от морской пены, от нее и Меркурия, говорят, родился Купидон второй. Третья, родившаяся от Юпитера и Дионы, вышла замуж за Вулкана. Но от нее и Марса родился, говорят, Антэрос. Четвертая  — была зачата Сирией от Кипра и зовется Астартой. Она была женой Адонису.»

Цицерон «О природе богов», книга 3, абзац 59.

Как у всех крупных божеств, у Венеры есть множество эпитетов, часть из них повторяют эпитеты Афродиты, часть связана с географией или с посвящением храма. Кроме уже упоминавшихся Венеры Счастливой (Venus Felix) и Венеры Прародительницы (Venus Genetrix), приведу еще три.

Венера Очистительница (Venus Cloacina)  — посвящена примирению римлян и сабинян. Согласно легенде, римляне похитили во время одного из празднеств сабинянок, чтобы взять себе в жены. Сабиняни начали войну, но женщины, привязавшиеся уже к своим римским мужьям, добились примирения сторон.

Венера Лысая (Venus Calva). Самое распространенное объяснение: эпитет появился в память о римских женщинах, пожертвовавших свои волосы на то, чтобы сделать тетивы для луков и канаты для катапульт во время осады Рима.

Венера Победительница (Venus Victrix)  — аналог вооруженной Афродиты, культа, сформированного греками под влиянием восточных культур, где богиня Иштар являлась и богиней войны. Сулла и Цезарь считали, что именно Венера принесла им победу. В неоклассическом искусстве этот эпитет часто употребляется в значении «Венера  — покорительница людских сердец», например, скульптура Антонио Кановы Venus Victrix (портрет Полины Бонапарт).

Благодаря распространенности культа Венеры в римском государстве, до нас дошло много римских статуй богини, многие из которых, как принято считать, повторяют в общих чертах скульптуру Афродиты Книдской Праксителя.

В период ренессанса образ Венеры вновь стал чрезвычайно популярен, объясняется это тем, что Венера представляла собой классический сюжет, для которого нагота была естественным состоянием. Со временем Венера стала нарицательным названием любого художественного изображения обнаженной женщины.

В настоящее время Венера  — синоним красавицы.

  • Венера Счастливая
    Ок. 170 г. Римская скульптура. Италия, Ватикан, Музей Пия-Климента
  • Пояс Афодиты
    Непременный атрибут богини, в котором заключены любовь и желание.